gototopgototop
PDF Печать E-mail

ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ САЙИДА КУТУБА (ТАК НАЗЫВАЕМАЯ ПАРТИЯ

«БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ»)

 

Если бы невежество было бы оправданием, снимающем вину,

то оно было бы предпочтительней знания

Изречение Шейха ‘Абдуллаhа Аль-hарарий

 

Приверженцы партии, называемой «Братья-мусульмане» («Аль-ихван аль-муслимун»), последовали по пути одного из идеологов экстремистского псевдоисламского движения[1] Сайида Кутуба, взяв за основу своей партийной доктрины следующее его ошибочное высказывание: “Кто судит не по Кур`ану, даже в одном вопросе, тот отрицает Божественность Аллаhа и присваивает Божественность себе” (!). Сайид Кутуб сказал, что якобы доказательством этому является сказанное в Кур`ане:

وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللهُ فَأُولئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

(Сура «Аль-Ма`ида», Аят 44).

В этом ошибочном заключении он отталкивался от дословного перевода Кур`анического Аята, тогда как данный Аят требовал толкования. Дословный перевод Аята (не толкование!) таков: “Те, которые действуют не по тому, что ниспослал Аллаh, – кяфиры (неверные)”.

Таким образом, Сайид Кутуб посчитал кяфирами правителей, которые правят не по Шари‘ату, а также подданных этих правителей.

Его толкование данного Аята не соответствует толкованию ‘Абдуллаhа Ибн ‘Аббаса, да благословит его Аллаh, – двоюродного брата Пророка Мухаммада, мир Ему, известного как толкователя Кур`ана. Сам Пророк Мухаммад, мир Ему, просил у Аллаhа даровать ‘Абдуллаhу Ибн ‘Аббасу способность толковать Священный Кур`ан. В сборнике Имама Аль-Бухарий, в первой части на стр. 25 в разделе «О словах Пророка Мухаммада, мир Ему», сказано о том, что Пророк, мир Ему, обучая своего двоюродного брата, произнес:

اللَّهُمَّ عَلِّمْهُ الكِتَابَ

Это означает: «О Аллаh! Даруй ему знание этой Книги (т.е. знание значений Аятов Кор`ана)».

Также Пророк, мир Ему, сказал:

اللَّهُمَّ  فَقِّهْهُ فِي الدِّينِ وَعَلِّمْهُ التَّأْوِيلَ

Это означает: «О Аллаh! Дай ему знание религии и знание толкования Кур`ана». Этот Хадис, переданный Имамом Ибн Хиббаном, имеет степень «хасан»[2].

Толкование данного Аята, сделанное Сайидом Кутубом, не соответствует также толкованию других сподвижников Пророка, мир Ему, и тех, кто последовал за ними, то есть теологов прошлого и нашего времени.

Имам Аль-Хаким в своей книге «Аль-Мустадрак» (часть вторая, стр. 313) написал: «Ахмад Ибн Сулейман Аль-Маусылий передал, что ‘Али Ибн Харб передал, что Суфьян Ибн ‘Уяйна передал, что hишам Ибн Хаджир передал от Тауса, который сказал, что ‘Абдуллаh Ибн ‘Аббас, да благословит его Аллаh, разъясняя Аят:

وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

сказал: «Такой человек является большим грешником, но не отступает от веры, так как использованное здесь слово «куфр», не означает отступления от веры»». Это высказывание передано по правдивой цепочке.

Слова ‘Абдуллаhа Ибн ‘Аббаса доказывают то, что слово «куфр» в этом случае является синонимом арабского слова «ар-рия», которое означает «действия человека ради похвалы». Пророк Мухаммад, мир Ему, назвал «ар-рия» малым ширком («малым язычеством»), имея в виду, что это не тот ширк, который называют большим ширком («большим язычеством»), и вследствие которого человек отступает от Веры. Большой ширк происходит тогда, когда человек совершает наивысшую степень поклонения (которой достоин только Аллаh) кому-либо, кроме Аллаhа. Имам Аль-Хаким передал в книге «Аль-Мустадрак», что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

إِتَّقُوا الرِّيَاءَ فَإِنَّهُ الشِّرْكُ الأَصْغَرُ

Это означает: «Остерегайтесь ар-рия (лицемерия[3]): это – малый ширк».

Пророк Мухаммад, мир Ему, показал, что есть понятие «малый ширк», которое не означает отступления от веры. Таким же образом ‘Абдуллаh Ибн ‘Аббас толковал слова из этого Аята:

فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

означающие не тот куфр, из-за которого человек отступает от Веры.

Просим у Аллаhа почетности и благоденствия для толкователя Священного Кур`ана, ‘Абдуллаhа Ибн ‘Аббаса, да благословит Аллаh его и его отца за то добро, которое он принес мусульманам!

Большие грехи, такие как убийство мусульманина или невыполнение обязательного Намаза, были названы в некоторых правдивых Хадисах куфром по причине того, что эти грехи настолько тяжелы, что их сравнили с куфром. К примеру, словом «куфр» назван один из больших грехов, не являющийся отступлением от Ислама, в следующем Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему:

مَنْ أَتَى عَرَّافًا أَوْ كَاهِنًا فَصَدَّقَهُ بِمَا يَقُولُ فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَى مُحَمَّدٍ

Это означает: «Кто ходит к предсказателям и верит им, тот противоречит тому, что ниспослано Мухаммаду».

Это достоверный Хадис (степени «сахих»).

В нем говорится о людях, которые хотя и убеждены, что предсказатель не может знать всего, что скрыто от нас, посещают предсказателей и верят в то, что они говорят, и это - тяжкий грех, грех, похожий на куфр, но не являющийся, однако, вероотступничеством. (Если же человек считает, что предсказателю ведомо все скрытое, то в этом случае данный человек отступает от Веры).

Пророк Мухаммад, мир Ему, также сказал:

سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ وَقِتَالُهُ كُفْرٌ

Дословный перевод Хадиса: «Ругать мусульманина – грех, а воевать с ним куфр».

Когда Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «а воевать с ним – куфр», то Он не имел в виду, что мусульманин, воюющий против своего брата-мусульманина, отступает от Веры. Смысл этих слов («воевать с ним – куфр») – «большой грех, похожий на куфр». Такое толкование этих слов дается на основе Аята Кор`ана, в котором две воюющие друг против друга группы мусульман названы верующими. Приведем это место из Кур`ана. Сказал Аллаh Всевышний:

وَإِنْ طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا

(Сура «Аль-Худжурат», Аят 9),

что означает: «Если две группы верующих начнут враждовать между собой...».

Передал Имам Муслим в своем сборнике от известного сподвижника Пророка, мир Ему, Аль-Бара` Ибн ‘Азиба следующее: «Аят:

وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

(Сура «Аль-Ма`ида», Аят 44),

а также два Аята, следующие за ним:

فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

فَأُولَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

(Сура «Аль-Ма`ида», Аят 45-46),

были ниспосланы в отношении неверующих, которые правят не по Законам, ниспосланным Аллаhом, но не в отношении мусульман, правящих не по Шари‘ату».

В книге Имама Ахмада Ибн Ханбаля «Ахкаму-н-ниса`» («Религиозные заключения в отношении женщин») на стр. 44 написано подобное тому, что передал Имам Аль-Хаким от Ибн ‘Аббаса: «Передано мне Мусой Ибн Саhлем, который сказал: «Поведал нам Муса Ибн Ахмад Аль-Асадий, и также рассказал нам Ибраhим Ибн Я‘куб от Исма‘ила Ибн Са‘ида, который сказал: «Я спросил у Имама Ахмада о положении того, кто сознательно и упорно совершает большие грехи, хотя выполняет Намаз, соблюдает Пост, выплачивает Закят, совершает Хадж, выполняет Пятничный Намаз. Является ли такой человек упорствующим в совершении греха, подобно такому, о котором Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

لا يَزْنِي الزَّانِي حِينَ يَزْنِي وَهُوَ مُؤْمِنٌ وَلا يَشْرَبُ الْخَمْرَ حِينَ يَشْرَبُهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ وَلا يَسْرِقُ حِينَ يَسْرِقُ وَهُوَ مُؤْمِنٌ

Это означает: «Не является полноценным верующим[4] тот, кто совершает прелюбодеяние, употребляет опьяняющие напитки и ворует»,

или же о ком сказал Ибн ‘Аббас, произнеся следующий Аят Священного Кур`ана:

وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

(Сура «Аль-Ма`ида», Аят 44).

Я спросил: «Что это за грех?» В ответ Имам Ахмад сказал: «Это грех, который не выводит из Веры Ислам, - он делится на несколько степеней. Одни степени хуже других степеней. Но бывают такие (т.е. иные, нежели перечисленные, – ред.) грехи, которые ясно дают всем понять, что это - куфр, выводящий из Ислама».

Я спросил: «Видишь ли, а если человек боится своего упорства в совершении грехов и имеет намерение совершить покаяние, и стремится к этому, но по-прежнему продолжает совершать грехи?» Имам Ахмад ответил: «Положение того, кто боится своего упорства в совершении грехов, – лучше, чем у того, кого это не волнует».

Этим закончилась книга Имама Ахмада, да благословит его Аллаh».

 

Ни один достоверный источник передачи от сподвижников Пророка, мир Ему, не подтвердил, что есть иные правильные толкования этих Аятов, кроме вышеуказанных толкований, переданных от Имамов ‘Абдуллаhа Ибн ‘Аббаса и Аль-Бара` Ибн ‘Азиба.

Все Исламские ученые вплоть до середины 14 века по hиджре (примерно до середины XX-го века н.э.) применяли именно эти толкования и никаких других не использовали.

Сайид Кутуб, однако, проявил «новаторство»: он дал свое, не упоминавшееся ранее у теологов в книгах, толкование Священного Кур`ана; согласно ему, все правители, которые судили не по Шари‘ату хотя бы в одном вопросе, а также их подданные якобы являются неверующими, даже если во всех остальных вопросах все они соблюдали Шари‘ат.

В настоящее время ни в одной мусульманской стране нет правителя, который судил бы только по Шари‘ату, хотя многие вопросы решаются в соответствии с Законами Аллаhа, такие как, например, бракосочетание, развод, вопросы наследства и завещания. Сайид Кутуб и его последователи, обвинив правителей и их народы в неверии, посчитали возможным их уничтожать, и для этого ими используются любые способы и средства: они не гнушаются устроить взрыв в людном месте или расстрелять в упор безоружных людей. Считая всех вокруг неверующими, они готовы лишить жизни всякого, кроме таких, как они, которые следуя этим убеждениям, восстают против правителей своих государств.

__________

 

Во что выливаются убеждения последователей ложных идеологий, основанных на ошибочном толковании Кур`ана, весьма красноречиво говорит сообщение в газете «Аль-Ансар», выходящей в Лондоне. Газета принадлежит экстремистской организации, называющейся «Аль-Джама‘ат Аль-Исламийя». Автор сообщения писал: «Основываясь на источниках группировки «Аль-Джамаат», количество убитых среди вероотступников (!) превысило 150 человек»[5]. (Напомним, что в вероотступники экстремисты записали всех, кто не последовал за их убеждениями).

 

Другим красноречивым примером того, как ложная идеология, выдаваемая за Исламское учение, сказывается на характере деятельности ее последователей, как лозунги Ислама используются в политических интересах, является деятельность одной из экстремистских организаций, о которой расскажем ниже.

В марте 1999 г. газета «Аль-Хаят» (Лондон), выходящая на арабском языке, опубликовала заявление лидера базирующейся в Лондоне радикальной организации, называющейся «Ансар Аш-Шари‘а» («Приверженцы Шари‘ата»), Абу Хамзы Аль-Масри, который выступил в поддержку взрывов жилых домов в Дагестане (Буйнакск) и Москве, которые произошли в 1998 г. В своем заявлении Абу Хамза Аль-Масри указал, что поддерживает, как он считает, «операции джихада», осуществляемые в России. Сообщается, что по его словам, «женщины и дети специально не убиваются на войне», однако операции в России, в которых погибли женщины и дети, «являются единственной возможностью заставить неверных отказаться от их курса».

Ранее деятельность этой организации получила широкое освещение в британской прессе в связи с захватом в Йемене в заложники группы иностранных туристов (конец 1998 г.). Абу Хамза Аль-Масри обвинялся в связях с экстремистскими организациями, стоявшими за похищением иностранных граждан в Йемене. Сообщалось также, что он вел активную антизападную компанию в одной из мечетей на севере Лондона и организовал настоящий центр по подготовке и обучению выходцев из мусульманских стран для диверсий на территории Йемена.

(По сообщениям информационного агентства ИТАР-ТАСС)

 

В октябре 2003 г. спутниковое телевидение «Аль-‘Арабийя» сообщило, что спецслужбами Англии была закрыта одна из лондонских мечетей, деятельностью которой руководил Абу Хамза Аль-Масри (в должности имама). Было обнаружено, что в этой мечети ведется работа по подготовке фальшивых документов, которыми снабжаются сторонники Аль-Масри в целях отправки их для диверсионной деятельности в разные страны.

Российским политологом и востоковедом Александром Игнатенко организация с названием «Ансар Шари‘ат» охарактеризована как ваххабитская (российская газета «НГ-религии»). Однако по оценкам мусульманских экспертов в состав данной организации наряду с приверженцами ваххабизма входят и так называемые «фундаменталисты», являющиеся последователями основоположника одного из экстремистских течений Сайида Кутуба. Мусульманские источники сообщают, что организация с названием «Ансар Аш-Шари‘а» является одним из подразделений экстремистской организации, названной «Аль-Джама‘ат Аль-Исламийя». В настоящее время лидер организации Абу Хамза Аль-Масрий живет в Лондоне, где продолжает свою подрывную деятельность.

 

*  *  *

 

В своей идеологии Сайид Кутуб следовал убеждениям хариджитов, которые также называли мусульман кяфирами за совершение ими греха, такого, например, как прелюбодеяние, употребление опьяняющих напитков, суждение не по Шари‘ату (когда правитель-мусульманин признает Шари‘ат, но нарушает его по причине личной выгоды, родственных связей или дружбы с кем-либо).

По своему собственному признанию, Сайид Кутуб был атеистом одиннадцать лет. Позже он примкнул к партии, носившей название «Аль-ихван аль-муслимун» («Братья-мусульмане»), которая многими годами ранее была основана Шейхом Хасаном Аль-Банна, да будет ему Милость Аллаhа[6].

Сайид Кутуб и небольшая группа членов партии сбились с благочестивого пути, по которому вел своих последователей досточтимый Шейх Хасан Аль-Банна. На этом пути не было места искажению и заблуждению. Узнав о заблуждении своих бывших учеников, Шейх Хасан Аль-Банна сказал: «Они не братья и не мусульмане».

Мухаммад Аль-Газалий[7], который вначале был учеником Шейха Хасана Аль-Банна, а позже пошел по пути отклонившихся, упомянул в своей книге «Мин ма‘алим аль-хакк» (стр. 264) следующее: «Сам наш учитель Хасан Аль-Банна в начале основания организации знал, что многие из тех, кто примкнул к партии из числа легкомысленных студентов, авторитетных лиц, которые искали только места, где они могли бы провести время, не подходят для серьезных дел». И Хасан Аль-Банна организовывает «скрытое специальное подразделение», куда привлекает молодых и самых способных членов партии, тренируя их физически, морально, обучая обращаться с оружием. Вся эта работа велась с целью противостояния оккупантам. Но, к сожалению, со временем это «специальное подразделение» превратилось в разрушительное оружие, направленное против самой партии. Потом члены «подразделения» начали убивать друг друга и вскоре превратились в крайне опасный разрушительный инструмент террора, оказавшийся в руках тех, кто несведущ в Исламе, - это были Сайид Кутуб и группа его приверженцев.

Этот отход произошел еще при жизни Шейха Хасана Аль-Банна.

Многие люди, приняв за истину толкования Сайида Кутуба и последовав за его убеждениями, оказались в заблуждении. Руководствуясь суждениями своего идеолога, они лишили жизни многих людей, от их рук гибли мусульмане в Египте, Алжире, Сирии и других странах. Они считали, что уничтожение тех, кто не последовал за ними, является благим делом. Вот – один из примеров их преступлений, совершенного ими в г. Алеппо (Сирия). Последователями группы Сайида Кутуба был убит пожилой человек – муфтий селения ‘Ифрин близ г. Алеппо из-за того, что он не одобрял их идеологии и действий. Произошло это прямо в мечети, когда после Намаза «Аль-‘Иша`» все люди разошлись, а этот пожилой шейх и его знакомый остались одни. Их убийцы вошли в мечеть и выстрелом из огнестрельного оружия убили муфтия и его знакомого, который, пытаясь спасти учителя, закрыл его своим телом. Этого шейха звали Мухаммад Аш-Шамий, да будет ему Милость Аллаhа.

Последователи Сайида Кутуба образовали множество организаций в разных странах. Сорок лет назад они были известны как партия «Братья-мусульмане» («Аль-ихван аль-муслимун») в Египте и некоторых других странах, а в Ливане их знали как «‘Ибаду-р-Рахман» («Рабы Божьи»). Затем появилось у них новое название «Джама‘ат аль-Ислямийя» («Исламское община»), выбранное ими для того, чтобы мусульмане поверили, что они призывают к Истине в вере и в деяниях. На самом же деле они предельно далеки от этого.

 


[1] Экстремистское направление, основанное Сайидом Кутубом, нередко в средствах массовой информации называют фундаментализмом (по самоназванию этих сектантов), хотя ни их идеология, ни деятельность не отвечают содержанию данного понятия. В действительности же фундаментализм – это строгое следование основам религии

[2] Хадис с сильной цепочкой передачи

[3] Ар-рия (лицемерие) – совершение благодеяний ради похвалы людей

[4] В оригинале на арабском языке в отношении мусульманина, совершающего большие грехи, Пророком Мухаммадом, мир Ему, было использовано слово «неверующий», указывающее на слабость веры такого мусульманина-грешника, но не на неверие

[5] Аль-Ансар. – 1995, 2 февраля

[6] ВНИМАНИЕ: не путайте с идеологом ваххабизма Насыруддином Аль-Альбани!

[7] ВНИМАНИЕ: не путайте с крупным ученым-теологом XI века Имамом Абу Хамидом Аль-Газалий!