gototopgototop
PDF Печать E-mail

ВНИМАНИЕ:

ТЕРМИНОЛОГИЯ ИСЛАМА

Сегодня, когда в Украине и других странах СНГ увеличивается число исповедующих Ислам, а также людей, проявляющих большой интерес к этой мировой религии, мусульманские проповедники столкнулись с проблемой: как грамотно доносить положения вероучения Ислама до русскоязычной аудитории? Истоки проблемы видятся в том, что до недавнего времени носителями русского языка выступали в основном люди с христианским мировоззрением, в силу чего этим языком не была освоена лексика Ислама. Поэтому в ряде книг и видеофильмов, обращенных к русскоязычным людям, могут встречаться слова, не всегда верно отражающие содержание Исламских религиозных понятий и терминов (в особенности это касается литературы, переводимой с других языков, когда перевод осуществляют люди, филологи по образованию, но не имеющие достаточных знаний в области Ислама).

Выверенность и точность понятий особенно важны в текстах, затрагивающих темы о нашем Создателе. Филологи и религиозные учителя, формирующие лексику Ислама на русском языке, должны руководствоваться в этом вопросе предписанием от Самого Создателя. Как сказано в одном из Аятов Священного Кур`ана

وَللهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى

(Сура «Аль-А‘раф», Аят 180),

что означает: «У Аллаhа – Наипрекраснейшие Имена: называйте Его этими Именами».

В изречении Пророка Мухаммада, мир Ему, говорится, что у Создателя 99 Имен, а знание (с убеждением в их значении) этих Имен Бога (в одной из передач данного изречения знание наизусть) пролагает мусульманину дорогу в Рай.

Таким образом, литератор, пишущий об Исламе, имеет достаточный выбор слов для разъяснения вопросов теологии, касающихся знаний о Создателе. И, помня о сказанном Господом в Кур`ане, нам следует называть нашего Создателя Его Именами, давая им на русском языке правильный, соответствующий вероучению Ислама, перевод-толкование. Тем более что все Имена Аллаhа отражают Его Величие и Достоинства, тогда как использование новых эпитетов зачастую приводит к приписыванию Творцу недостатков, т.е. качеств созданных. Например, такой недавно появившийся ложный в отношении Бога эпитет, как «Разумный Создатель», указывает на свойство человека «быть разумным», однако Богу не присущи качества созданных: Он Всезнающ - Знание Его Абсолютно.

Исходя из этого, религиозные наставники и учителя дали следующий совет обращающимся к книгам или другим источникам фиксированной информации за сведениями об Исламе: приступая к чтению всякой новой книги или просмотру видеофильма, помните, что наш Создатель превыше всех недостатков, Он не похож ни на одно из Своих созданий, и Ему не присущи ни образ, ни место, ни любое другое из свойств человека или других созданных.

Со временем, инша Аллаh (если на то есть Воля Творца), русский язык пополнится терминами, верно фиксирующими Исламские категории. Но пока не завершена работа ученых по формированию религиозной лексики, предлагаем ознакомиться с ошибочными выражениями, наиболее часто встречающимися в русских переводах книг и видеофильмов по Исламской тематике зарубежных авторов.

Перечень ошибочных выражений, наиболее часто встречающихся в переводах книг и видеофильмов по Исламской тематике

Пример ошибочного выражения

Как правильно

Комментарии

1.

Пишут о Боге: «Высшая сила», «Совершенная Сила, сотворившая все из ничего», «Абсолютная сила»,

«Суперсила», «Внешняя сила»

Всемогущий Всевышний Аллаh, Создатель, Творец

Бог, Обязательно Существующий

Всевышний Всемогущий Бог

Сила создана Богом и не является Им, поэтому Бога не называют силой.

Слово «Сила» не является Именем Бога

2.

Пишут: «Разумный Создатель»,

«Высший разум Бога»

Всезнающий Создатель

Знание Аллаhа

Разум – это качество созданных, поэтому оно не присуще Творцу

4.

Пишут о Создателе:

«Абсолют»

Аллаh, ни от кого и ни от чего Не зависящий, Господь всего

Слово «Абсолют» не является Именем Бога; термин, относящийся к философии буддизма

5.

Пишут о Создателе: «Первопричина», «Причина», «Высшее Начало»

Аллаh – Создатель всего

Причина – создание Бога и не является Им. И нельзя называть Творца именами созданных

6.

Пишут о Боге: «Божественная манада»

 

Слово «манада» не является Именем Бога

7.

Пишут:

«Аллаh повсюду, Аллаh везде»

Надо всем простирается Знание, Могущество и Видение Бога

Аллаhу не присуще место, а выражение «Аллаh повсюду» - иносказательное

8.

Пишут о Творце: «Художник», «Великий Инженер», «Искусный Мастер», «Гениальный Зодчий» и т.п.

Всемогущий Всезнающий Творец

Эти эпитеты являются восхваляющими для людей и приписывающими недостатки Творцу. Кроме того, Творца не называют именами творений

9.

Пишут о Создателе: «Святой Дух»

Аллаh не дух

Дух – создание Бога и не является Творцом

10.

Пишут:

«Дух Аллаhа»,

«Душа Аллаhа»

Аллаhу не присущи душа или дух

Душа, дух – качества, присущие созданным живым существам, а значит – не присущие Творцу (иногда слова «дух Аллаhа» употребляют в смысле «дух, созданный Аллаhом», «дух, которым Аллаh наделил свои создания», - этот смысл не противоречит вероучению Ислама)

11.

Пишут:

«Обитель Аллаhа»

Аллаhу не приписывается место

Обитель (или жилище) возможна для созданного и не относится к Творцу. В арабском языке мечеть называют  «Байту-Ллаh» (буквально: «Дом Аллаhа»), что  значит: «Дом поклонения Богу»

12.

Пишут:

«Лик Аллаhа»

Аллаhу не приписывается лик

Лик – атрибут созданных и не присущ Богу

13.

Пишут:

«Взор или Взгляд Бога»

Аллаh видит, Видение Аллаhа

Взор, взгляд – атрибуты созданных, т.е. они не присущи Богу

14.

Пишут:

«Глас Бога, Голос Бога»

Аллаhу не приписывается голос

Глас (или голос) – атрибут созданного и не присущ Создателю

15.

Неверно переводя Имя Аллаhа «Ан-Нур», пишут о Нем: «Свет»

Указывающий на Истинный путь

Следует избегать использования слова «свет» (значение – «лучистая энергия») в отношении Аллаhа, т.к. оно указывает на свойства созданных

16.

Неверно переводя Аят из Кор`ана, пишут: «Аллаh – лучший из хитрецов»[1]

Аллаh наказывает хитрецов за их коварство и злодеяния

Качество «хитрость» не достойно Аллаhа

17.

Пишут: «Замысел Аллаhа»

Предопределенное Аллаhом

Замысел – понятие, имеющее отношение к созданному, а не к Создателю

18.

Пишут: «Обязанность Бога»[2]

Аллаh никому из созданных ни в чем не обязан

«Быть обязанным» означает - быть зависимым от чего-либо, - и это не присуще Создателю

19.

Пишут о Создателе:

«Источник Всего»

Аллаh – Создатель всего

Слово «источник» не является Именем Бога, относится к названиям созданных

20.

Пишут о Создателе: «Вседержащая Власть, Которую мы называем Богом»

Аллаh властвует надо всем

Власть сама по себе не может быть Богом. Поэтому не следует называть Бога словом «Власть»


[1] Таким образом, в частности, трактуется данный Аят в ваххабитской книге автора Хафиза бин Ахмада Аль-Хаками , названной «200 вопросов по вероучению Ислама», изданной Российским Фондом «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим» (Москва, 2000), на стр. 72

[2] Данное воззрение, что якобы на Бога возложены какие-либо обязательства, отражены в той же книге ваххабитского автора в сноске на стр. 70