gototopgototop
PDF Печать E-mail

О РАБОТАХ ПИСАТЕЛЯ ХАРУНА ЯХЬЯ

 

На волне усилившегося в последние годы интереса людей к религии открылись новые возможности для осуществления Призыва, завещанного нам Пророком Мухаммадом, мир Ему. Для многих мусульман это явилось толчком для развертывания серьезной работы по Исламскому просвещению. Благодаря самоотверженному труду этих людей начало распространяться среди верующих Истинное Исламское знание, и увеличилось число мусульман, следующих предписаниям религии. Одновременно с религиозно-наставнической возникли и другие формы просветительской деятельности, в частности, был налажен выпуск пособий для обучения мусульман арабскому языку и чтению Кур`ана. Из среды мусульман выделились люди, которые движимые желанием охватить религиозным просвещением как можно больше мусульман занялись изданием брошюр и книг по теме Ислама. Но как показало изучение вышедшей за эти годы литературы, не все издания могут быть рекомендованы в качестве пособий по учению Ислама. Помимо книг и брошюр сектантских авторов, которым было уделено внимание в предыдущих статьях, получили распространение и другие издания, не во всем соответствующие канонам Ислама. Это объясняется тем, что авторами многих книг, адресованных мусульманской аудитории, являются писатели, либо общественные деятели или журналисты, не имеющие специального Исламского религиозного образования. И какое бы искреннее намерение ни двигало бы взявшимися за перо людьми, если они не являются специалистами в области религиозного знания, им вряд ли удасться избежать ошибок в религиозных вопросах. К числу книг этой категории относятся издания современного турецкого писателя Аднана Октара, выступающего под псевдонимами Джавит Ялчин и Харун Яхья (под последним псевдонимом этот писатель известен среди русскоязычной аудитории стран СНГ, где в течение последних 2-3 лет начали распространяться его книги).

 

Харун Яхья готовит книги и статьи по политической, научной и религиозной проблематике. Он учился на факультете изящных искусств и факультете философии Стамбульского Университета. По окончании Университета Харун Яхья занялся исследовательской деятельностью. Основной темой, разрабатываемой в его книгах, является доказательство несостоятельности теории эволюции Дарвина (книги «Обман эволюции», «Крах теории эволюции» и др.), также - вскрытие идеологических связей этой теории с диктаторскими режимами и опровержение псевдоучений материализма и атеизма. Также в своих книгах Харун Яхья уделяет большое внимание вопросу о доказательствах существования Создателя этого мира, основываясь на данных современной науки и наблюдениях за окружающим миром (книги «Для людей размышляющих», «Чудеса Кор`ана», «Великолепие повсюду», детские книги – «Мир муравьев», «Пчелы», «Бобры» и др.). В ряде брошюр и видеофильмов писатель выступает против терроризма, в котором в последнее время безосновательно обвиняют Ислам (брошюра и видеокассета «Ислам проклинает террор»).

 

Между тем, книги писателя Харуна Яхья мы не можем рекомендовать для изучения, несмотря на то, что темы, затрагиваемые в них, сами по себе являются полезными. Содержащаяся в них не соответствующая Исламскому учению информация указывает на недостаточное владение писателем знаниями по религии. При изучении работ Харуна Яхья можно увидеть, что он приобретал сведения об Исламе из неавторитетных источников, поскольку ряд взглядов автора отражают воззрения некоторых сектантских течений.

 

 

К примеру, в книге под названием «ЧУДЕСА КОР`АНА»[1] на стр. 28 в переводе Аята 11 Суры «Фуссылят» Священного Кур`ана отражены неверные убеждения в отношении Бога (такие убеждения присущи одному из опаснейших экстремистских течений - ваххабизму), автор написал: «Потом утвердился Он (здесь переводчик имеет ввиду Аллаhа – Авт.) к небесам, – а они были дымом». А ведь именно ваххабиты убеждены в том, что Аллаh якобы утвердился на небесах. Опровержение этому воззрению смотрите в разделе «Заблуждение ваххабитов» нашей книги. В работах Харуна Яхья мы встречаем тот же подход в понимании смысла Аятов Кур`ана, какой свойственен ваххабитам: дается буквальный перевод Аятов, тогда как согласно правилу в Шари‘ате (Божьему Закону)  их  следует толковать (давать тафсир) в соответствии с вероучением Ислама[2]. Неверность же в понимании смысла Кур`ана может привести к заблуждению в вопросах Веры.

 

Таким образом, люди, которые, боясь заблуждений, отказались от чтения литературы экстремистов, могут воспринять их ложные убеждения из книг других авторов, которые являются как бы их идейными противниками (т.к., подобно Харуну Яхья, эти авторы в своих книгах осуждают экстремизм). И, возможно, сравнив книги Харуна Яхья и ваххабитов, не сведущие в религии люди скажут: «Все - и экстремисты, и их противники – дают одинаковые сведения по вопросам Веры. А разница между ними заключается лишь в подходах при разъяснении этих тем. Значит, - возможно скажут они, - эти сведения правильные, и мы будем следовать этому». Таким образом, эти люди станут заблудшими, хотя их стремлением было уберечь себя от этого. И  где гарантия того, что человек, изучив такую литературу, не выберет путь экстремистов?

 

 

Кто-то может спросить, а каким образом неправильные убеждения в отношении Аллаhа могут привести к экстремизму? Ответим ему, что данные воззрения являются основополагающими в религиозной доктрине ваххабитов. Солидаризовавшись с ваххабитами хотя бы в одном из воззрений, человек со временем может воспринять идеологию ваххабитов вцелом, что в итоге приведет его к экстремизму в действиях. Так, в течение нескольких лет в 90-х гг. прошлого века ваххабитами велась целенаправленная работа по прививанию мусульманам наших стран (бывших республик Советского Союза) экстремистских воззрений путем распространения несколько раз переиздававшейся книги с названием «Исламская акида (вероучение, убеждение, воззрение) по Священному Кур`ану и достоверной Сунне» (автор – современный идеолог ваххабизма Мухаммад Ибн Джамиль Зину)[3].

 

 

В ней подробно разъяснены религиозные воззрения ваххабитов, в том числе - их ложное представление, что якобы Аллаh находится на Троне на небе[4]. И, кроме этого, читателю вводится «вакцина экстремизма»: в книге говорится, что якобы для того, чтобы быть мусульманином, необходимо «враждебно относиться к многобожникам и неверным». Иначе, пишет автор, «человек не может быть истинным мусульманином» (!). И далее автор, развивая эту тему, пишет: «...вражда важнее ненависти. Ибо возможно, что мусульманин ненавидит язычников, но не проявляет к ним вражды, а это означает, что он не выполняет свой долг. Каждый истинный мусульманин должен в обязательном порядке проявлять к язычником вражду и испытывать ненависть, причем делать это открыто. Ненависть, таящаяся в сердце, бесполезна, пока она не проявится в виде вражды и бойкота...»[5]. Заметим, что к язычникам ваххабиты относят всех, кто не разделяет их воззрения, в том числе и... мусульман.

 

Сообщим, что Харун Яхья выпускает также целые серии книг, посвященных вопросам вероучения Ислама (так называемая «Белая серия» - все книги серии белого цвета, а названия написаны золотыми буквами), к примеру, книги, названные «Основы вероучения Ислама», «Зачем ты вводишь себя в заблуждение?». Учитывая вышесказанное относительно уровня религиозной подготовки писателя, рекомендуем также воздержаться от того, чтобы черпать сведения из этих его книг.

 

 

Вернемся к книге Харуна Яхья, названной им «Чудеса Кор`ана».

В ее тексте встречается немало слов, неверно отражающих содержание Исламских религиозных понятий и терминов, что в большинстве случаев привело к приписыванию Творцу не достойных Его Величия качеств, т.е. качеств созданных. К примеру, назвав Бога «Высшим разумом» (стр. 109), автор уподобил Создателя созданным (более подробный комментарий см. в прилагаемой таблице).

Исправления и комментарии к некоторым ошибочным выражениям, употребляемым в переводе книги

Харуна Яхья «Чудеса Кор`ана» (Стамбул, январь 2002 г.)

 

Пример ошибочного выражения

Страница, абзац, строка

Как
правильно

Комментарии

1.

Написано: «почтить память... двух иудейских Пророков [Харуна, Яхьи]»

5,

1 абз.,

3 строка

«почтить память... двух Пророков-евреев [Харуна и Яхьи]»

Харун и Яхья, мир Им, так же как и все другие Пророки, почитаемы мусульманами как великие Пророки Ислама

2.

Перевели Аят: «Он распределяет Свое повеление с неба на землю, потом оно восходит к Нему...»[6]

39,

3 абз. снизу

Тафсир Аята: «Бог предопределил все, что произойдет на земле, Ангелы восходят до места, где получают Божьи Приказы...»

Сура «Ас-Саджда»,

Аят 5.

Бог существует без места, поэтому следует избегать буквального перевода Аята

3.

Перевели Аят: «Ангелы и Дух (Джибраил) к Нему восходят...»[7]

39,

2 абз. снизу

Сказал Аллаh, значащее: «Ангелы во главе с Ангелом Джибраилем восходят до места, где получают Божьи Приказы...»

Сура «Аль-Ми‘радж», Аят 4.

Бог существует без места, поэтому следует избегать буквального перевода Аята

4.

Перевели Аят: «...вы ли творите это или Мы творцы

54,

абз. 2

Сказал Аллаh, означающее: вы ли творите это, или Мы – Творец?»

Сура «Аль-Вакы‘а»,

Аят 59

5.

Написано, что Бог «до мельчайших подробностей осведомлен о процессе сотворения человека»

56,

посл. абз.,

3 строка снизу

Бог абсолютно все знает о процессе сотворения человека

Слово «осведомленный» означает «извещенный кем-то», «узнавший что-то», тогда как Бог знает обо всем Сам по Себе, не нуждается в осведомителях, в познании

6.

Пишут: «Божественное участие в процессе творения живого организма»

96,

1 абз.,

4-5 стр.

Сотворение живого организма Богом

Участие - это совместная деятельность в выполнении чего-либо, тогда как Бог – Единственный Творец

7.

Пишут: «.они [живые существа] должны были быть сотворены умом, обладаю-щим безгранич-ной силой»

100,

1 абз.,

6-7 строки

они [живые существа] должны были быть сотворены Всезнающим и Всемогущим Богом

Эти слова принадлежат биологу-эволюционисту, не владеющему терминологией Ислама

8.

Написано о Создателе:

«Высший Разум»

109,

текст к в/кассете «Создание Вселенной»

Всевышний Всезнающий Бог

Разум – создание Бога и не может быть Им. Кроме того, термин «Высший разум» относится к философии буддизма и не является Именем Бога

 

 

Самая известная книга писателя Харуна Яхья«КРАХ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ», в которой он с позиций современной науки доказывает несостоятельность теории о происхождении видов Дарвина. Как написано в аннотации к книге, на момент 2002 г. она была переведена на 26 языков, издана 12-миллионным тиражом и распространилась в 63-х странах.

Ниже приводим список некоторых из терминологических ошибок, встречающихся в переводе данной книги на русский язык.

 

Исправления и комментарии к некоторым ошибочным выражениям, употребляемым в переводе

книги Харуна Яхья «Крах теории эволюции»

(2-е издание, март 2002 г., большой формат)

Пример ошибочного выражения

Страница, абзац, строка

Как
правильно

Комментарии

1.

Написано о Боге: «Высшая сила», «Сила, обладающая высшим разумом»,

«Совершенная Сила, сотворившая материю из ничего»,

«Сила, создавшая живое»,

«Сверхъестеcт-венная сила»

 

24, 2 абз. снизу,

4 стр.

25, текст под фото

 

 

152, 1 абз., стр. 10-11

 

 

 

117, 1 абз, 4 стр

157, 4 абз., 2 стр.

 

Всемогущий Всевышний Аллаh

Всемогущий и Всезнающий Бог

 

Создатель, Творец

Сила создана Богом и не является Им, поэтому Бога не называют силой.

Слово «Сила» не является Именем Бога.

Разум – качество созданных и не присущ Создателю

2.

Написано о Боге: «Разум»,

«Вселенная создана внимательным разумом», «Сверхъестест-венный разум или же Разум»,

«Высший разум»

 

46, 2 абз. снизу,

4 стр.

156, абзацы 5,7,10

174, 2 абз.,6 стр

181, 1-2 строки

133, 1 абз.,6 стр

173, 2 абз., 6-7 стр.

173, 3 абз., 3-4 стр.

 

Создатель, Творец

 

 

Аллаh, Создатель, Всезнающий Бог и т.п.

Разум – создание Аллаhа и не может быть Богом. Кроме того, термин «Высший разум» относится к философии буддизма, не является Именем Бога

3.

Пишут: «Разумный Создатель»

 

105, 2 абз.снизу,

1 стр.

168, 1 абз.снизу,

2-3 стр

Всезнающий Создатель

 

Разум – качество созданных, поэтому оно не присуще Творцу

4.

Написано: «почтить память двух иудейских Пророков Харуна и Яхьи»

 

4, 2 абз., 1-2 строки

«почтить память двух

Пророков-евреев Харуна и Яхьи»

Харун и Яхья, мир Им, как и все другие Пророки, почитаемы мусульманами как великие Пророки Ислама

5.

Написано:

«Аллах, используя врагов Его религии друг против друга…»

 

158, 2 абз. снизу, строки 7-8

Аллаh, направляя врагов Его религии друг против друга…

Слово «использовать» не может быть отнесе-но к Богу:  Он не нуждается, не прибега-ет к помощи кого бы то ни было, Он не нужда-ется в пользовании чем бы то ни было

6.

Написано: «В природе есть только один живой организм, наделенный душой – человек»

168, 2

В природе есть только один живой организм, наделенный разумной душой, - человек

Имеет место опечатка, т.к. душой, кроме человека, наделены Аллаhом также некоторые другие Его создания, к примеру,  животные (среди невидимых существ обладают душой, а также разумом, джинны и Ангелы)

7.

Написано: «[Создатель] говорит «Будь», и все свершается»

 

168, 2 абз.снизу,

3-4 стр

Если Создатель хочет, чтобы дело свершилось, то оно обязательно произойдет в то время и таким образом, как Он того хотел

Предложена другая формулировка во избежание буквального понимания слов: «Бог говорит «Будь»...»

Продолжим знакомиться с книгой Харуна Яхья, названной им «Чудеса Кор`ана».

Желая убедить читателя в том, что Кур`ан – это Истина от Бога, для пояснения Кур`анических Аятов автор неоправданно обращается к не подтвержденным теологами Ислама так называемым «научным теориям», о которых сами теоретики говорят, что они представляют собой лишь предположения[8].

Это опасный шаг в направлении искажения Кур`ана, поскольку если со временем какая-либо теория, к которой обращались для комментирования Кур`анических Аятов, будет учеными пересмотрена и отвергнута, то не окрепшие в вере люди могут усомниться в достоверности нашей Священной Книги.

Харун Яхья в нескольких своих книгах популяризирует так называемую теорию «Большого Взрыва» («Big Bend Theory»)[9], опровергаемую в Исламском научном мире[10]. Автор пытается найти подтверждение этой «теории» в Кур`ане, в результате чего толкует Аяты Кур`ана таким образом, чтобы «привести их смысл в соответствие» с положениями данной ложной теории!

Харун Яхья, следуя за физиками, неверно полагает, что «Вселенная, включая ее материальную и временную величины, произошла одномоментно, в результате мощнейшего взрыва» некоей «одной точки»[11]. «Можно предположить, - излагает писатель далее, - что единая точка содержит в себе все объекты Вселенной: и еще не сформировавшиеся небосвод и землю, и все, что составляет нашу Вселенную... Вслед за этим происходит мощный взрыв, после которого начинают стремительно образовываться объекты»[12]. Но эти убеждения опровергают то, что говорит Ислам. В Кур`ане и достоверных Хадисах сказано, что основой всего созданного была вода, а сама вода создана из ничего; и мир был создан не за одно мгновение (как это утверждается в теории «Большого Взрыва»), а сказано теологами Ислама, что Семь земель и Семь Небес были созданы за шесть дней, каждый из которых равен 1000 годам по нашему летоисчислению. Хотя Бог и мог, если бы хотел, создать мир за одно мгновение.

Сказано в Кур`ане:

قُلْ أَئِنَّكُمْ لَتَكْفُرُونَ بِالَّذِي خَلَقَ الأَرْضَ فِي يَوْمَيْنِ﴿

وَتَجْعَلُونَ لَهُ أَندَادًا ذَلِكَ رَبُّ الْعَالَمِينَ

(Сура «Фуссылят», Аят 9)

означающее, что земля была создана за  два дня.

А также в Кур`ане сказано:

﴿فَقَضَاهُنَّ سَبْعَ سَمَوَاتٍ فِي يَوْمَيْنِ

(Сура «Фуссылят», Аят 12)

означающее, что Бог создал Небеса за два дня.

 

Кроме того, подобно заблудшим философам автор говорит, что якобы до Создания всего существовало некое пространство! Он пишет: «До момента «Большого Взрыва» в пространстве не было никакой субстанции, которую можно было бы назвать материей. Среда, в которой нет ни вещества, ни энергии, ни даже времени метафизически характеризуется как Небытие»[13].

Писатель Харун Яхья глубоко заблуждается сам, а также ввергает в заблуждение несведущего читателя. Он не проанализировал сказанное Пророком Мухаммадом, мир Ему:

كَانَ اللهُ وَلَمْ يَكُنْ شَىْءٌ غَيْرُه

«Бог вечно существовал, и ничего кроме Него не было»[14], т.е. не было абсолютно НИЧЕГО, кроме Бога, - не было Вселенной, материи, времени, пространства, не было света, не было тьмы. Слово «небытие» не имеет отношения к среде, к пространству, а значение его таково: «не-существование».

 

В другой переведенной на русский язык книге, которая называется «ДЛЯ ЛЮДЕЙ РАЗМЫШЛЯЮЩИХ»[15], Харун Яхья также рассказывает о теории «Большого Взрыва».

Он приводит следующее ошибочное воззрение физиков, автор пишет: «...некогда, в далеком прошлом, она (Вселенная – Ред.) брала начало из одной единственной точки... эта «единственная точка», заключавшая в себе всю материю Вселенной, должна была обладать «нулевым объемом» и «бесконечной плотностью»...»[16]. Следуя словам Харуна Яхья, получается, что материя, из которой (как думает писатель) брала начало вся Вселенная, существовала и до создания мира.  Здесь уже писатель солидаризируется с лжеученым Ибн Таймией, на основе взглядов которого выстроил свою идеологию Мухаммад Ибн ‘Абд Аль-Ваhhаб, основатель ваххабизма! Ибн Таймия ошибочно считал, что Вселенная вечна без начала по материи. Это воззрение встречается в следующих его книгах, которые называются:

- «Минhадж Сунна Ан-Набавийя» («Следование Пророческому учению»),

- «Муафакат сарих аль-ма`куль ли сахих аль-манкуль» («Соответствие очевидных доводов разума достоверным передачам (Хадисам, Кор`ану)»),

- «Шарх Хадис «Ан-нузуль» («Разъяснение Хадиса «Ан-нузуль»»),

- «Шарх Хадис ‘Имран Ибн Хусайн» («Разъяснение Хадиса -«‘Имран Ибн Хусайн»»),

- «Накд «Маратиб аль-иджма‘а»» («Критика книги «Категории аль-иджма‘а»[17]»).

 

Ибн Таймия распространял это убеждение вопреки тому, что Исламское вероучение отвергает вечность существования чего-либо кроме Аллаhа. А те, кто считают, что существовал кто-либо или что-либо без начала кроме Аллаhа, тот – кяфир (неверующий). Это заключение передал в иджма‘а (единое мнение ученых-теологов по религиозному вопросу) Имам Аз-Заркаший в своей книге «Ташниф аль-масами‘».

Раскрывая вопрос о связи неверной идеологии с экстремизмом в действиях, напомним также, что лжемыслитель Ибн Таймия в одном из своих «заключений» сказал, что разрешено убивать глав государств.

 

Вернемся к книге, называющейся «Чудеса Кор‘ана».

На стр. 28 мы увидели другой яркий пример тенденциозного подхода писателя к толкованиям Аятов Кур`ана, когда он дает Аяту собственное разъяснение, которое отвечало бы его идеям и представлениям. Автор приводит два из Аятов, в которых упоминается о создании Семи Небес (Аят 29 Суры «Аль-Бакара», Аят 12 Суры «Фуссылят»). Теологами Ислама передано, что Семь Небес – это особые грандиозные создания, находящиеся друг над другом и разделенные между собой. Семь Небес занимают великие пространства, значительно превышающие размеры Вселенной, т.е. они больше пространства Космоса с его звездами и планетами. Однако, вопреки сказанному учеными Ислама, Харун Яхья пишет, что одно из значений слова «Ас-Сама`», использованных в Кур`ане, - небесная сфера, или, иначе, земная атмосфера. По его мнению, речь в упомянутых Аятах идет о семи воздушных слоях, из которых, согласно современной науке, состоит атмосфера Земли.

Опровергнем ошибочное мнение Харуна Яхья, обратившись к Священному Писанию. В Кур`ане сказано:


الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَوَاتٍ طِبَاقًا

(Сура «Аль-Мульк», Аят 3)

означающее, что Аллаh создал Семь Небес слоями (в данном Аяте указывается, что Небеса не переходят одно в другое, а отстают друг от друга на большие расстояния).

В другом Аяте той же Суры сказано:

وَلَقَدْ زَيَّنَّا السَّمَاء الدُّنْيَا بِمَصَابِيح

َ(Сура «Аль-Мульк», Аят 5)

означающее, что Аллаh украсил Нижнее небо (Ас-Сама` Ад-Дунья) светильниками (звездами и планетами).

Под Нижним небом (Ас-Сама` Ад-Дунья), как объяснили теологи, понимается пространство Вселенной с ее звездами и планетами. Нижнее небо отделено от Семи Небес, Первое Небо располагается выше неба Нижнего. Поэтому земная атмосфера, находящаяся еще ниже, чем пространство Космоса, никак не может включать в себя даже одно из Небес, и тем более не включает все Семь грандиозных Небес.

 

Как и все издания писателя, эта книга выпущена очень красочно, золотыми рельефными буквами выделено название и имя автора, книга богато иллюстрирована, - все это, конечно же, привлекает внимание читателя. Взывающее интерес название дает книге дополнительный рекламный эффект. Однако, учитывая то, что по ряду вопросов содержание книги Харуна Яхья, названной «Чудеса Корана», уводит читателя в сторону от правильного понимания Исламского учения, напомним, что НЕ ВСЕ, ЧТО БЛЕСТИТ, ЗОЛОТО!

 

Знание, содержащееся в Кур`ане, постигается посредством изучения истинного смысла Аятов этой Священной Книги. Есть единственный безошибочный путь такого постижения -  это обращение к наследию теологов Ислама. Другие же – дороги вольнодумства, - их много, но каждая из них – дорога заблудших.

 


[1] Харун Яхья. Чудеса Корана. – Стамбул, январь 2002

[2] Более подробно с темой о толковании Кур`ана можно ознакомиться в статье «О попытке перевода Кур`ана Валерией Пороховой»

[3]Мы обратимся к одному из изданий этой книги, выпущенной в Москве  в 1994 г., издатель не указан, типография ИОП «Полигран», тираж – 10 000 экз.

[4] Там же – с. 19

[5] Там же – с. 29-30

[6] Приведенная трактовка Аята, в которой приписывается Богу место наверху, полностью совпадает с трактовкой данного Аята в книге ваххабитского автора Хафиза бин Ахмада Аль-Хаками, названной «200 вопросов по вероучению Ислама» (издание Российскиго Фонда «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», Москва, 2000) на стр. 83

[7] Приведенная трактовка Аята, в которой приписывается Богу место наверху, полностью совпадает с трактовкой данного Аята в книге ваххабитского автора Хафиза бин Ахмада Аль-Хаками, названной «200 вопросов по вероучению Ислама» (издание Российскиго Фонда «Ибрагим Бин Абдулазиз Аль-Ибрагим», Москва, 2000) на стр. 74

[8] Один из современных ученых-физиков доктор Эмиль Джабер Думат, являющийся преподавателем Американского Университета в Бейруте, дал определение понятию «научная теория» в своей книге «Муршид аль-му‘аллямин фи усули тадрис аль-‘улум» (т.I, стр. 98). Он пишет, что научные теорииэто фантазии, являющиеся следствием наших логических рассужденй и предположения о скрытых от нас существах, явлениях и причинах. Многие из идей, называемых научными теориями, не имеют достоверных подтверждений. Ряд ученых считают такие теории иллюзиями, далекими от действительности, примером чего является теория, основывающаяся на предположении  о появлении Вселенной и ее будущем (т.е. теория «Большого Взрыва» - Авт.)».

[9] Харун Яхья. Чудеса Корана. – Стамбул, январь 2002 – с. 12-17

[10] О критике теории Большого Взрыва можно прочесть в брошюре «Как и куда» (издательство «Аль-Иршад», Киев, 2003 г.)

[11] Харун Яхья. Чудеса Корана. – Стамбул, январь 2002 – с. 12

[12] Там же – с. 16

[13] Там же – с. 12

[14] Хадис передали Имамы Аль-Бухарий, Ибн Аль-Джаруд, Аль-Байhакый по достоверной цепочке

[15] Харун Яхья. Для людей размышляющих. – Стамбул, издательство «Вурал», 2001

[16] Харун Яхья. Для людей размышляющих. – Стамбул, издательство «Вурал», 2001 – с. 208

[17] Книга ученого Ибн Хазма