gototopgototop
PDF Печать E-mail

«ЕСЛИ ВИДИШЬ СОВЕРШЕНИЕ ГРЕХА,

ОСТАНОВИ ЕГО...»

О преподавании некоторых вопросов в Исламских учебных заведениях

 

Оценивая ситуацию, складывающуюся в среде мусульман пробуждающейся ото сна атеизма страны, многие проповедники призывают своих единоверцев к сплоченности, единению, к отказу от разногласий. Однако, несмотря на очевидную истинность этой идеи, она на протяжении вот уже более десяти лет не получает в среде мусульман претворения в жизнь. Но почему же этот здравый призыв, поддерживаемый всеми на словах, на деле не дал своих благих плодов? Может быть, одну из причин этого надо искать в том, как сегодня в нашей стране организован процесс подготовки мусульманских религиозных кадров?

Рассмотрим ситуацию, складывающуюся в ряде учебных заведений страны, когда среди преподавательского состава существуют разногласия по основным вопросам религиозного знания. Очевидно, что это рождает ряд проблем. Во-первых, встречаясь с разными взглядами в обучении, студент подчас не в состоянии приобрести цельного системного представления о преподаваемом предмете. Другая проблема – это неизбежная потеря доверия и уважения учеников к учителю, взгляды которого этими учениками не разделяются, что делает само преподавание безрезультатным. Третья – и очень серьезная – проблема вытекает из ситуации, когда часть студентов может примкнуть к воззрениям одного преподавателя, а часть – к воззрениям другого, и как следствие, возникает противостояние уже на уровне студентов (что в будущем, когда нынешние студенты сами станут учителями и имамами, может отразиться на «расстановке сил» среди прихожан мечетей, а позже привести к расколу в Умме[1] России и стран ближнего зарубежья). И последнее: здравомыслящие преподаватели должны быть заинтересованы в правильности знаний своих учеников, чего невозможно достигнуть при «разноголосом» обучении.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на отдельные пункты, по которым в последнее время среди преподавателей многих мусульманских учебных заведений России и других стран СНГ возникают разногласия.

 

1. О НОВШЕСТВАХ. Часть проповедников утверждают, что все новшества являются ересью.

Что же говорится в традиционной Исламской науке о нововведениях? Нововведения (бида‘а)  делятся на две группы – хорошие и плохие. Вот Хадис, подтверждающий это (передал Джарир Ибн ‘Абдуллаh Аль-Боджалий, да благословит его Аллаh). Посланник Аллаhа (мир Ему и благословение) сказал: «Тому, кто вводит в Ислам хорошее дело, воздается вознаграждение за него и за тех, кто следовал этому, и вознаграждение их не уменьшится, а тому, кто вводит в Ислам плохое дело, записывается грех, а также грех тех, кто последовал этому, и не убавятся их грехи».

Приведем также высказывание величайшего ученого прошлого, светила Золотого века Ислама Имама Идриса Аш-Шафи‘ий (пусть будет ему милость Аллаhа): «Новшества делятся на два вида:

1) новшества, противоречащие Кур’ану, Сунне и асарам (преданиям), - эти новшества всеми учеными-муджтаhидами[2] были охарактеризованы как новшества, вводящие в заблуждение;

2) новшества, не противоречащие Кур’ану, Сунне или иджма‘а (единому мнению ученых-муджтаhидов). Такие нововведения не порицаемы» (это передано Имамом Аль-Байhакый с указанием иснада (цепочки передатчиков) в своей книге «Деятельность Имама Шафи‘ий» - «Манакиб Аш-Шафи‘ий»).

 

2. О ТАВАССУЛЬ. Рядом проповедников запрещается произнесение слов: «Би хаккын-Набий», «Би хурмати Мустафа» (значение: «ради истинности Пророка», «ради уважения Пророка», мир Ему и благословение), хотя эти слова произносили наши предки на протяжении более тысячи лет. Можно ли говорить, что они ошибались? На правомерность совершения тавассуль указывают многие аргументы  в Кур’ане, Хадисах, высказываниях ученых Ислама.

Печальным следствием запрета такими проповедниками совершения тавассуля является то, что исповедующих противоположное воззрение мусульман обвиняют в ширке (язычестве). А известно, что без основания (а основания, конечно же, здесь никакого нет) нельзя называть мусульманина кяфиром. (В Хадисе Пророка Мухаммада, мир Ему, сказано: «Если кто-нибудь назвал своего брата-мусульманина кяфиром, то один из двоих оказывается в куфре (неверии) - или тот, о котором так сказали, или сам сказавший»).

 

  1. О СЫФАТАХ (АТРИБУТАХ) АЛЛАhА.

Получает распространение опасное утверждение по вопросу о Сыфатах Аллаhа: приписывание Господу качеств созданных – места в пространстве (например, «пребывания на небе», «утверждения, восседания на Троне»), и вытекающее из этого воззрения – другое: ограниченности в пространстве; перемещения (к примеру, как «прибытие», «приход», «схождение к нижнему небу»), органов (таких как «рука», «нога», «лицо», «глаза»), образа.

Исламское вероучение гласит, что нашему Создателю присущи самые величественные Cыфаты, достойные только Его. «Нет ничего подобного Ему» (значение части Аята 11 Суры 42 «Аш-Шура»).

Известный ученый Ислама Имам Абу Джа‘фар Ат-Тахавий (умер в 322 г. Хиджры) писал: «Аллаh превыше границ, пределов, углов и органов. Не окружает Его ни одно из шести направлений, в отличие от всех созданных». Этот ученый предупредил также инакомыслящих: «Тот, кто придает Аллаhу хотя бы одно из человеческих свойств, тот – кяфир (неверующий)».

Четвертый праведный Халиф Имам ‘Али Ибн Абу Талиб говорил об Аль-‘Арше (самое большое тело, напоминающее трон, - находится над Седьмым Небом): «Аллаh создал Аль-‘Арш, показывая Свое Могущество, и не сделал его местом для Себя» (передано Имамом Абу Мансуром Аль-Багдадий в книге «Различие между течениями»).

 

4. О МАВЛИДЕ, МАДЖЛИСАХ, ЧТЕНИИ КУР`АНА УМЕРШИМ МУСУЛЬМАНАМ, ПРОИЗНЕСЕНИИ САЛАВАТОВ. Частью проповедников запрещается проведение Мавлида, маджлисов, чтение Кур`ана умершим, частое произнесение Салаватов (приветствие Пророку, мир Ему).

Эти деятели запрещают то, что было неотъемлемой частью духовной жизни наших предков – представителей расселенных по всей Земле многочисленных народов, придерживавшихся этих традиций веками! Они игнорируют наставление нашего Пророка, мир Ему: «Придерживайтесь большинства». Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил также, что «Его община не объединится на заблуждении». Кроме того, правильность данных традиций подтверждена авторитетнейшими учеными Ислама, и между ними по этим вопросам нет никаких разногласий.

Безосновательными являются попытки обвинить нас в заимствовании у немусульман обычаев праздновать Рождество или проводить поминки по умершим. Мавлид – это одобренный теологами Ислама обычай торжественно отмечать рождение нашего Пророка, мир Ему, выражающий радость верующих в связи с приходом в этот мир лучшего из созданных Всевышним, посланного Им как милость к нам (абсурдно запрещать радоваться этому!).

Разве можно сравнивать посвящение чтения Кур`ана душе умершего мусульманина и сборы близких ему людей на маджлисы (собрания) с поминками, принятыми у последователей других религий, если, приходя на маджлисы и поминая усопших, мы ничего не нарушаем из заповеданного нашим Пророком, мир Ему, напротив, мы претворяем Его наставления: помнить о своих умерших, читать для них ду‘а, посвящать им чтение Кур`ана и т.д.?

О Салаватах. Чтение Салаватов – удивительно ценное перед Аллаhом деяние. Трудно понять людей, которые предлагают воздерживаться от частого совершения этого дела. Их «аргумент»: «излишнее возвеличивание Пророка ставит его на один уровень с Самим Создателем». Но, ведь Салават – это ду‘а, просьба, обращенная к Аллаhу о даровании еще большего величия и почетности Пророку, мир Ему, о сохранности Его общины, т.е. нас с вами. Так неужели наше многократное обращение к Аллаhу с этим ду‘а даст не угодный Богу результат? Или, может быть, эта мольба противоречит Исламу? Нет, ведь читать Салават нам предписал в Священном Кур`ане Сам Аллаh (Сура «Аль-Ахзаб», Аят 56). А Пророк (мир Ему и благословение) сказал: «Скупым является тот, кто слышит мое имя и не произносит слов Салавата».

 

  1. 5. О ВЗГЛЯДЕ НА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ СОВЕРШАЕТ НАМАЗ. О не совершающем Намаз стали говорить, что он - немусульманин.

В соответствии с Исламским учением несовершение Намаза не выводит человека за рамки религии, т.е. не делает его неверным. Утверждение, что мусульманин, не соблюдающий молитву, становится кяфиром (неверующим), основывается на раннем мнении Имама Ахмада, которое он впоследствии изменил.

В России и других странах СНГ на протяжении истории получили распространение ханафитский и шафи‘итский мазhабы (богословско-правовые школы Ислама), согласно которым несовершение Намаза является большим грехом, но не куфром (неверием). И в нынешних условиях, когда в наших странах Ислам только начинает возрождаться, и многие люди не знакомы даже с элементарными положениями своей религии, ссылка на первое мнение Имама Ахмада Ибн Ханбаля (от которого, тем более, он отказался), не является, по мнению богословов, оправданной.

Доказательством того, что не совершающий молитву является большим грешником, но не кяфиром, служит Хадис, переданный Имамом Ахмадом: «Существует пять Намазов, которые Аллаh предписал людям. Кто исполняет их в свое время и, выполняя все их условия, тому Аллаh обещал Рай. А тем, кто не исполняет их, Аллаh не обещал Рая: если Он хочет - мучает его, если хочет – прощает». Значит, часть из не совершавших Намаз будет прощена Аллаhом, а известно, что Аллаh не прощает неверующих.

 

Одним из опасных возможных следствий обвинений в куфре мусульман, не исполняющих Намаз, является фитна[3], взаимонепонимание и вражда между, условно говоря, «соблюдающими» и не соблюдающими предписания религии людьми, причем враждебный настрой можно ожидать именно от «соблюдающих», поскольку они записали всех не совершающих Намаз мусульман в вероотступники. И этот опасный процесс может зайти очень далеко – останется только поднести спичку.

 

Религиозный учитель должен уметь не только правильно донести знания до своих учеников, но и исполнять предписанную Самим Господом обязанность – предупреждать распространение ложных воззрений, что согласуется со сказанным Пророком Мухаммадом (мир Ему и благословение) означающее: «Если видишь совершение греха, останови его рукой, если не можешь этого, то – словом, если и этого не можешь, то не одобряй тот грех...».

 

Выпускники и студенты

Исламских учебных заведений России и зарубежья

 

Авторы закончили свою статью следующими словами:

 

«Вы сможете оказать реальную помощь в богоугодном деле распространения знаний по Исламу и предотвращения разногласий в среде мусульман, если размножите данный текст и передадите его своим знакомым мусульманам».

 


[1] мусульманская Община

[2] Муджтаhид – теолог, обладающий колоссальными знаниями в области различных Исламских наук и имеющий право на ижтиhад (вынесение религиозных заключений)

 

[3] Фитна – смута, раскол